Фавор. Православный молодежный клуб НГУ.

«Статья малая» о знаменном распеве в ХХI веке

4-й Всероссийский практический съезд любителей знаменного пения

Рубеж ХХ и ХХI веков стал временем поиска новых путей не только для академической музыки, но и для русского церковного пения. Одним из показательных явлений - примет этого «рубежа» - стало стремление возвратить богослужебному пению его строго-канонический облик, присущий ему до XVII века, а именно – вернуть в богослужеб­ную практику древнерусские распевы, прежде всего знаменный.

О знаменном распеве

Знаменный распев (или, точнее, роспев) – древнейший русский стиль церковного пения. Отличительные его черты: строгое одноголосие (унисон), запись с помощью крюков – безлинейных знаков (знамен), от которых он и получил свое название. Но «знамя» - это еще и знамение, мелодическое откровение, дарованное Богом воцерковленной Руси.

Распев, в отличие от привычной нам композиторской музыки - плод творчества не индивидуально-авторского, а соборного. Знаменный распев господствовал на Руси с XI по XVII в., до того как в церкви распространилось гармоническое многоголосие европейского типа, ставшее основой современного церковного пения. Традицию знаменного пения сохранили старообрядцы; ее поддерживали также Кремлевский Успенский собор, Соловецкий, Саровский, Спасо-Андроников монастыри, Киево-Печерская лавра. Ряд православных иерархов (свт. Игнатий Брянчанинов, митр. Евгений Болховитинов, прот. Дмитрий Разумовский) видели в знаменном распеве идеал молитвенного пения; композиторы (Д. Бортнянский, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов) старались вернуть его в богослужебную практику путем гармонизаций, либо стремились приблизить музыкальный язык своих церковных сочинений к стилю знаменного распева. И только в конце ХХ в. впервые была поставлена задача возрождения знаменного пения в его оригинальном, одноголосном виде, как целостной системы. Самые активные сторонники этой идеи составили Общество любителей древнего пения (ОЛДП) имени свт. Иова. Ныне Общество возглавляет Глеб Борисович Печенкин – головщик (регент) московского храма Воскресения Словущего, педагог-основатель Знаменно-певчей школы для отроков.

Общество имени свт. Иова с 2003 г. регулярно проводит всероссийские съезды, на которых происходит обмен опытом, обсуждаются методики обучения пению и крюковой нотации, проблемы формирования репертуара.

С 29 июня по 2 июля 2007 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, прошел 4-й практический съезд любителей знаменного пения, приуроченный к 400-летию со дня преставления патриарха Иова. Девиз съезда звучал так: «Знаменный распев в ХХI веке: практическое воплощение, методики обучения, перспективы развития».

Молебен перед началом съезда. Молебен перед началом съезда.

Посетить съезд мог любой желающий и интересующийся. Ведущими участниками съезда были практики крюкового пения: головщики (регенты) и певчие, а также ученые-медиевисты - в том числе преподаватели и студенты Московской и Петербургской консерваторий, Российской академии музыки имени Гнесиных - а также литургисты, священнослужители, монашествующие, преподаватели и учащиеся православных учебных заведений – в общей сложности, более 100 человек.

Диапазон профессионального уровня участников был весьма широк: от «чайников», только начинающих осваивать крюки - до практиков и исследователей с многолетним опытом. Так, в качестве почетного гостя присутствовал на съезде Борис Павлович Кутузов, который стоял у истоков современной практической медиевистики, а сейчас руководит хором Спасо-Андронникова монастыря.

География участников съезда охватывала разные регионы России (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Белгород, Кострома, Новосибирск) и зарубежья (Беларусь, Прибалтика, Польша). Представителями нашего города традиционно были Е.Ю.Нечипоренко (головщик храма во имя царя-мученика Николая) и А.В.Коваленин – издатели ряда знаменно-певческих сборников. К слову сказать, на новосибирцев иногда смотрели словно на людей, совершивших кругосветное путешествие – видимо, у жителей европейской части России Сибирь еще стойко ассоциируется с местом ссылки декабристов, а то и с полярной ночью…

Особо стоит отметить участие в съезде представителей старообрядчества и единоверческих (старообрядных) приходов РПЦ. Разумеется, усвоение их опыта очень важно для современных исследователей, поскольку у старообрядцев знаменный распев не прекращал своего существования в виде живой традиции. Постоянными участниками знаменных съездов являются старообрядческий священник о. Леонтий (Пименов), поморец Сергий Пичугин. Тем, кого слово «старообрядчество» страшит (а такое бывает!), ассоциируясь с чем-то неправославным, напомню о Поместном Соборе РПЦ 1971 года, который упразднил клятвы, наложенные соборами XVII в. на старые обряды, и утвердил спасительность старых обрядов и их равночестность новым.

Очень удачным можно счесть выбор места проведения съезда – поселок Фряново (Щелковский район Московской области). Кажется, сам этот поселок, основанный на рубеже XVI-XVII в., создавал необходимую съезду атмосферу старины, основательности, традиции. Выбор поселка во многом был обусловлен содействием настоятеля, о. Михаила, который приложил немало усилий по организации съезда. Во фряновском храме св. Иоанна Предтечи богослужения уже несколько лет поются только знаменным распевом, а потому службы, проведенные съездом, были восприняты здесь исключительно хорошо. Храм св. Иоанна Предтечи построен в XIX в., но знаменная служба словно превращает его в древнерусский.

Практическое воплощение (знаменные службы)

Чтение единовера Даниила Григорьева за Всенощным бдением

Проведение знаменных богослужений стало главным делом съезда: были совершены молебен, воскресные Всенощная и Литургия с пением хора головщиков, службы памяти патриарха Иова, на которых пели все участники съезда. Службы, как и было запланировано на прошлом съезде 2005 г., проводились по древнему, дореформенному чину. Он очень похож на тот, по которому служат современные старообрядцы. Одна из особенностей этого чина – обязательное антифонное пение на два лика (хора) согласно Уставу. Так, головщики составили два мужских хора, а участники – мужской и женский. На сходах хоры объединялись на середине храма, напоминая, по меткому выражению старообрядческого священника о. Леонтия Пименова, «два крыла большой птицы» - кстати, сравнение не случайное: ведь недаром клиросы-лики именуются на Руси «крылосами»!...

Эти службы продемонстрировали жизненность и своеобразную красоту древнерусского пения - скорее, даже не красоту, а особое богослужебное мастерство (или «мaстерство» - так в Древней Руси называли искусство даровитых распевщиков, о чем поведал нам в своем докладе иеромонах Павел (Коротких)).

Для того чтобы оценить знаменное пение во всей его полноте, необходима духовноая собранность, активность внимания – но ведь именно для этого мы и посещаем богослужение. Кроме того, современному прихожанину, воспитанному на тонально-гармонической музыке, может потребоваться и слуховая, и психологическая адаптация к «аскетичному» одноголосному распеву. Хотя, я знаю, случается и обратное: прихожане храмов с традиционным гармоническим пением специально посещают приходы, в которых службы поются знаменным распевом.

В планах Общества свт. Иова – проведение следующего съезда в г. Димитрове, где акустика и стиль средневекового храма (около XVI в.) составят знаменному пению полноценный ансамбль.

Методики обучения (научно-практическая часть)

Доклад иеромонаха Павла (Коротких).

Важную часть съезда составили доклады и обсуждения. Назову некоторые из них:

  • Некоторые аспекты мастеропения в знаменном распеве XVII в. - иеромонах Павел (Коротких);

  • О звукорядной стороне гласа - Т.Старостина, доцент МГК;

  • Методика обучения пению с фитников, или пение по тексам - Д.Григорьев;

  • Принцип опевания (ломки) и его реализация на практике - С.Пичугин (этим докладом мог насладиться даже неспециалист, слушая иллюстрации - лица и фиты - в очень качественном исполнении докладчика – обладателя бархатного баритона).

На этом фоне доклады академического толка выглядели несколько бескровными… А. В. Коваленин рассказал об опыте формирования (совместно с Е. Нечипоренко) обиходного фонда знаменных песнопений, который представлен на разработанном ими сайте znamen.ru. Без преувеличения, этот труд новосибирцев неоценим для каждого практикующего знаменщика.

Многие выступления имели практический характер, а потому и форма их, в отличие от сообщений на конференции, была не вполне обычной. Широкий разброс профессионального уровня аудитории ставил перед докладчиками непростую задачу: донести информацию до самых разных слушателей, - и с этой задачей докладчики успешно справлялись. По ходу рассказа они легко иллюстрировали материал, пропевая песнопения или их фрагменты, использовали наглядные и мультимедийные средства демонстрации, в том числе материалы интернет-сайтов по знаменному пению. Наиболее ценные сообщения, на мой взгляд, принадлежали современным мастерам пения, которые прекрасно «изнутри» знают традицию (и не одну!) и способны приложить к ней солидный научный подход. Таким уникальным исследователем раздельноречия является Даниил Григорьев, много лет сотрудничающий с Т. Ф. Владышевской, а также руководитель хора Рижской Гребенщиковской поморской общины поморец Сергий Пичугин.

Хор участников Съезда (мужской лик) под управлением Глеба Печенкина.

Проводились практические занятия: мастер-классы, спевки к богослужениям. Спевки проводил Г. Б. Печенкин, при этом поражая нас умением петь и вслух анализировать попевочный состав мелодии одновременно. А урок азов крюковой нотации, проведенный о. Павлом Коротких, стал настоящим подарком для «чайников», каковыми здесь оказались и преподаватели консерваторий, и люди, не знающие нот... За считанные 45 минут крюки словно спустились к нам с недосягаемых "эзотерических" высот медиевистики, вдруг обретая звучащую плоть в певческом сознании. Мостом от линейной нотации к крюковой служили пометы (1), которыми о. Павел предлагал сольфеджировать: мы пропевали записанный крюками напев и после этого «помечали» его. В идеале, считает о. Павел, следует овладеть напевом настолько, чтобы петь по беспометной крюковой записи: тогда она лишь напоминает уже заученный наизусть напев, не привязывая певца к тексту; точно так же он привыкает «схватывать» попевку (2) целиком: ее запись не расшифровывается, а узнается, сразу вызывая в памяти мелодический контур.

Мастер-класс иеромонаха Павла (Коротких) по знаменной нотации.

Опыт практического вхождения в мир древнерусской нотации был дополнен докладом-занятием А. Лукашевича (Свято-Тихоновский Богословский институт) по основам путевой нотации.

Будучи заняты с утра и до 8 – 9 часов вечера, мы совершенно не испытывали усталости. Думаю, здесь необходимо отдать должное организаторским способностям Г. Б. Печенкина: программа съезда была выстроена по принципу быстрой смены разных форм работы - в этом ощущалась рука хорошего педагога-методиста.

В рамках съезда происходило распространение разнообразных печатных, аудио-, видеоматериалов, посвященных знаменному пению, в том числе – что важно - обучающих пособий.

Одним из итоговых мероприятий стало выступление хоров, продемонстрировавших разные, в том числе редкие, необычные древнерусские певческие традиции: демество, пение наонное (хомовое) и с «аненайками», духовные стихи Верхокамья; были исполнены песнопения-реконструкции современных распевщиков – Г. Б. Печенкина, иеромонаха Павла (Коротких), Б. Кутузова.

Итоги. Перспективы развития

Думаю, каждый участник приобрел на съезде много полезного. Практики смогли обсудить интересующие их вопросы, начинающие – коснулись истоков православного певческого искусства, что во многом помогает прояснить представление об его истории в целом: становится ясно, "откуду пошло есть" наше церковное пение, что в нем первично, а что вторично...

Концерт головщиков в заключительный день съезда.

Неоценимым результатом можно считать накопление живых слуховых представлений о разных церковно-певческих традициях. В целом, атмосферу съезда можно уподобить изучению иностранного языка «методом погружения», без которого никакой язык не станет родным. В данном случае цель состояла в том, чтобы помочь превращению распева из пока еще (для многих) «мертвого языка» - в живую речь клиросного служения в Право­славной Церкви. Причем крюковая нотация является неотъемлемой базой, азбукой этого языка (в чем мы уже могли убедиться на занятиях о. Павла) - хотя и поражало то, как свободно головщики чи­тают крюки и фиты «на глазах у изумленной публики».

Ключевым правилом съезда оказался принцип «пойди и посмотри» (а точнее – «услышь»). Участники Общества свт. Иова, смогли, на мой взгляд, не столько доказать, сколько показать на практике, на своем при­мере, что распев не есть нечто искусственно извлеченное из Древней Руси, удел небольшой группы «ревнителей древлего благочестия» - он вполне способен вновь стать органичной частью церковной певческой жизни. Здесь можно было убедиться: знаменный распев действительно помогает понять и прожить богослужение; а становясь живой традицией в хорошем, мастерском исполнении - он просто красив. Достаточно услышать подобное один раз, чтобы убедиться в жизнеспособности древнерусского пения, и в этом – основная ценность и главный итог съезда.

Е. Татаринцева, Новосибирская консерватория.


1. Пометы – введенные в XVII веке буквенные обозначения ступеней обиходного звукоряда: «г» примерно соответствовала «до», «н» – ре, «с» – ми, «м» - фа, «п» - соль, «в» - ля; остальные пометы были производными от основных.

2. Попевка – устойчивый мелодический оборот распева, которому соответствует устойчивый комплекс знамен.