Путешествие из Новосибирска в Москву,
или
Особенности православного автостопа
Мне посчастливилось пообщаться с человеком, который летом 2006 года не понаслышке познакомился с православным автостопом. Словосочетание немного непривычное для слуха. Но теперь я красочно представляю, что оно значит, и попробую передать нашу беседу вам.
Да, сразу о нехитрой терминологии: автостопщик – тот, кто путешествует автостопом. Итак, знакомьтесь: Евгений, автостопщик…
– …Мир дороги – это совершенно особый мир, не похожий на весь остальной. Кто водит машину, тот поймёт. Автостоп – это совершенно особое путешествие, а православный автостоп – это не просто автостоп. Вообще, этот тип время препровождения очень близок христианскому миропониманию. Православный автостоп и отличается от обычного, прежде всего, тем, что это не просто удовлетворение праздного любопытства или жажды новых ощущений или заполнение свободного времени – это духовный путь, странствие, странничество как отречение от всех благ мира в пользу свободы. Кроме того, это школа терпения и умения жертвовать собой ради ближнего, смирения.
– Да, ведь это же целая культура, в которой существует система этических и эстетических правил. Расскажи об этом поподробней…
– Существует два основных правила автостопа. Первое – это бесплатность…
– И что, соглашаются?
– Ну, по-разному. Во всяком случае, абсолютно неверно думать, что в наше время никто не согласится вас подвезти без денег. Хотя действительно встречаются люди, которые искренне удивляются такому желанию. На эту тему ходит много забавных историй. Например, один автостопщик остановил нового русского, тот никак не хотел верить своим ушам, что тот хочет ехать бесплатно, что кто-то из водителей вообще может на это согласиться. Подействовал справедливый довод: «А как же я, по-твоему, тут оказался?»
Другая история тоже про нового русского, хотя это и не обязательно. Тот сначала не взял автостопщика, который остановил другую машину, обогнал первого водителя, вышел, и снова стал голосовать. Первый водитель опять не остановился. Автостопщик снова поймал машину, ещё раз обогнал первого водителя, и в третий раз появился на обочине. «Кольцевая», - подумал Штирлиц, и решил подбросить привидение.
– Замечательно! А кстати, можно стопить только автомобили или ещё что-нибудь?
Стопить можно все, что движется... |
– Стопить можно всё, что движется. Существует множество вариантов: электропоездостоп, кораблестоп, вертолётостоп… А если серьёзно, более реально, то можно попробовать доехать на рейсовом автобусе, что называется, «зайцем».
– Но это же нечестно, не по-православному…
– Ну почему же, не обязательно. Это такая маленькая хитрость. Есть множество способов, у кого насколько фантазии хватит. Во-первых, можно с невозмутимым видом зайти и сразу сесть, чтобы потом поставить водителя перед свершившимся фактом. Нельзя заходить и тут же из дверей говорить, что у вас нет денег. А потом можно подойти и сказать: «Простите, денег у меня нет, но, может, я вам могу чем-то помочь…» Добрые водители говорят: «Ладно уж, поезжай!» Некоторые могут сказать: «Ну пойдём, колёса подкачаем, стёкла помоем…». А можно из двери спросить: «А вы бедных студентов не подвозите?» Водитель растеряется, а вы и заходите скорей, потому что молчание – знак согласия. Можно сразу завести разговор, например: «Вы знаете, я вот не могу понять устройство карбюратора…» Два часа продуктивной беседы вам обеспечено.
В общем, главное – сразу завоевать сердце водителя или кондуктора, если таковой имеется. Есть ещё более хитрый способ. Можно напечатать что-нибудь вроде справки из мифического «Клуба вольных путешественников» с просьбой всячески содействовать данному человеку (т.е. вам) в его пространственном передвижении. Или взять письменное благословение от епархии. Уже совсем другое к вам будет отношение. Как говорят, без бумажки ты букашка, а с бумажкой – полноправный автостопщик.
– Понятно. Ты упомянул, что есть два основных правила в автостопе. А какое второе?
– Да, я про него уже начал говорить. Это беседа. Беседа – это не только средство, так сказать, для овладения средством передвижения. Нужно уметь завести беседу, направить в то русло, которое интересно человеку, потом поддержать её. Если человек хочет выговориться сам, нужно уметь слушать. Если человек совсем не хочет общаться, можно и помолчать, но обязательно нужно поддерживать мысленную беседу. Т.е. не думать о том, какой ужасный необщительный человек, какую ужасную музыку он слушает, скорей бы доехать до пункта назначения и т.д. Нужно желать человеку добра, и он это обязательно почувствует.
– А ещё я знаю, у автостопщиков существуют специальные условные знаки…
В европейской части России принято поднимать вытянутую руку с поднятым вверх большим пальцем. |
– Как оказалось, в Зауралье и Предуралье они различаются. В европейской части России, как и в самой Европе, принято поднимать вытянутую руку с поднятым вверх большим пальцем. Если же вы будете так сигнализировать в Сибири, вам из машины так же покажут палец, дескать «У меня тоже всё хорошо!» и не остановятся. Здесь нужно поднимать просто развёрнутую ладонь, на что в Европе вам в свою очередь тоже помашут рукой и не остановятся.
Есть и ответные знаки. Например, водитель может провести рукой по горлу, и это не значит, что он вас хочет зарезать, а просто у него машина полна до отказа. Может махнуть рукой вверх и назад, это будет значить, что он предлагает вам кузов, на что вы можете согласиться или нет. Ещё водитель может показать, что ему скоро поворачивать (махнуть рукой в соответствующую сторону), на что вы можете радостно кивнуть если вам в ту же сторону, или если вы согласны доехать хотя бы до поворота. В целом все знаки довольно прозрачные, и можно их понять и без особой подготовки. Есть в автостопе такое понятие как «эффект столба» - когда человек стоит с поднятой рукой опустив голову, или уткнувшись в книгу, или отвернувшись от дороги и т.д., т.е. совершенно незаинтересованно. Конечно, в этом случае вряд ли кто-то остановится.
– Но на трассе же такие бешеные скорости, там ничего и не разглядишь.
– Удивительно, но за одну секунду взгляда глаза в глаза людям достаточно почувствовать друг друга, поэтому очень важно сразу посмотреть человеку в глаза. И во взгляде должна быть выражена не просьба-мольба «Заберите меня отсюда!» или требование «Мне на Москву!», а что-то вроде «Жизнь прекрасна! Мужик, останови, а!»
Но скорости действительно там очень большие, поэтому на обочине нужно стоять очень осторожно, внимательно, не выскакивать на проезжую часть, махая руками. Хотя если вы стоите где-нибудь возле поста или заправкой, то там скорости поменьше, и есть шанс, что вас не задавят.
– Женя, что же тебя подвигло на такое небезопасное путешествие? На тебя это не очень-то похоже… Перейдём собственно к твоему путешествию.
–…Туманным утром 3 июля мы вдвоём вышли на Омский тракт за г. Обь. Мой товарищ Роман уже тогда был довольно опытным автостопщиком, и ехал с вполне определённой целью – на курсы преподавателей православной культуры в Сергиев Посад. Я же ехал просто посмотреть Россию. Почему автостопом? – он торопился, а у меня денег не было. Всю жизнь я действительно был домоседом, дальше Бийска никуда не ездил, и предстоящее казалось мне сказочным путешествием в другие страны: Башкирия, Татарстан, Москва... Но сказочности, которой я ожидал, не было. Было другое. Были настоящие чудеса!
– Ого! Это интересно!..
– Сейчас всё расскажу по порядку. Да, кстати, я не сказал: есть ещё один способ стоп-сигнала – надпись. Мы прибегали к нему несколько раз в течение путешествия. Первый – ещё в Сибири, пришлось изготовить табличку с надписью ОМСК, на что клюнул человек, который вёз нас с такой скоростью, что страшно вспомнить. А ещё у него был маленький ребёнок, которого мы с товарищем пытались развлекать на заднем сидении. Решили с ним порисовать. Он нарисовал какую-то страшную кляксу и сказал, что это грязь. Мы спрашиваем: «Почему грязь? Почему цветочек не нарисуешь или птичку?», а он: «Нет – это же грязь…» Жалко было ребёнка.
В полудрёме я промёрз до утра...
|
Эта машина довезла нас до Ишима, и здесь в лесу нам пришлось ночевать. Шёл сильный дождь, было очень холодно. Мы зашли в лес за стоянкой и стали выбирать дерево. Выбрали, Роман расстелил пенку, залез в спальник, накрылся сверху клеёнкой, и не успел я опомниться, как он уже спал. Что ж, я сделал то же самое, но так всю ночь и промаялся. Снизу промачивало, сверху капало, а при каждом порыве ветра с дерева срывались потоки воды, в спальник лезли насекомые. Полночи я просидел, потом не выдержал, и в полудрёме промёрз до утра. Со сном вообще интересная вещь получается, потому что часовые пояса сменяются, и когда на запад едешь, то солнце догоняешь, ночь никак не наступает, и вообще непонятно, когда спать ложиться.
А вообще, все автостопщики советуют спать как можно меньше, во всяком случае в машине спать ни в коем случае нельзя. Это противоречит этическим нормам автостопа – человек, понимаешь, тебя подобрал, а ты спишь. А во-вторых, просто небезопасно засыпать в машине, а то водителю тоже спать захочется, дальнобойщики тоже подолгу не спят. Но поскольку спать иногда всё-таки надо, лучше это делать днём, а не ночью – и теплее, и насекомых меньше. Ночью они в большинстве своём не спят, да ещё и норовят залезть в спальник. Хотя под конец путешествия мы с ними даже подружились. Они цивильные такие: заглянут под клеёнку, посмотрят и обратно уползают. А если и заходят погреться, то не кусаются, тихо сидят. Чего не скажешь о моём товарище, который очень бесцеремонно меня будил. Я же поспать люблю. Он меня утром трясёт: «Вставай, пошли!», а я отвечаю: «Иди, я догоню». Первый раз он мне поверил, а потом перестал: «Вставай, – говорил, – а то оболью!»
– Мда, тяжела жизнь автостопщика. А ещё из твоего рассказа я поняла, что надо одеваться потеплее, так?
– Да, люди, учитесь на моих ошибках! Если поедете автостопом, летом, и будет хоть какая жара, всё равно обязательно возьмите с собой тёплую куртку, шапку (у меня кепка несколько раз улетала от дальнобойщицкого ветра), сапоги непромокаемые можно на всякий случай, и обязательно обувь должна быть удобной, а то вот мы с Романом ноги стёрли в кровь. Можно взять плащ-палатку или клеёнку какую-нибудь, например, полотно, склеенное из мусорных мешков.
– Чем же вы всё это время питались?
– Тоже по-разному. Например, представьте себе оловянную чашку, там насыпан Роллтон, мы заходим в магазин и просим налить туда кипяточку. Только в одном месте нам не налили, пришлось заплатить. А иногда даже добавки давали.
А в районе Ишима мы зашли в одну из тех придорожных забегаловок, которые автостопщики называют кафешками. Более недружелюбного приёма я не встречал никогда. Мы приползли туда незадолго до официального открытия, около 5 часов утра. На вопрос «Вы уже открылись?» нас не удостоили вообще никакого ответа. После двух просьб о чае женщина за стойкой обругала нас: «Вы что, не видите, я считаю!» Но мы были в таком состоянии, что нам совсем не хотелось ругаться. Через полчаса мы пришли снова и терпеливо повторили свою просьбу. Смирение ли наше подействовало, или жалкий вид, но нам налили чаю, который подсластили улыбкой сострадания.
– А были по пути места, которые тебе особенно понравились?
– В Башкирии мне очень понравилось. Там мы попробовали совершенно потрясающее блюдо, которое называется губания. Там продавали огромные грибы, вот такие! (показывает) Остановившись на ночлег в лесу, мы познакомились с местными ежами, которые были величиной с небольшую овечку, и порядочно меня напугали, особенно после того как Рома пошутил, что они «только ноги кусают». Так всю ночь и спал с поджатыми ногами.
– Да, это уже чудеса…
– Нет, вот сейчас начнутся чудеса!
Как-то мы решили пойти пешком. Сначала для бодрости пели песенки, вроде этой:
Ромашки спрятались, поникли стопщики,
И есть так хочется, а денег нет…
Покровителями автостопщиков считаются пророк Иона, апостол Павел и св. Николай Чудотворец.
|
А потом вспомнили, что хотели прочитать акафист Николаю Чудотворцу. Покровителями автостопщиков считаются пророк Иона, апостол Павел и, конечно, святитель Николай Чудотворец. Как только начали читать, стали останавливаться машины, но везти нас не хотели. Мы подумали, что надо продолжать читать. Машины продолжали останавливаться, а мы встретили удивительного человека – странницу Галину, женщину лет 45-50ти, которая шла пешком из Санкт-Петербурга в Тобольск. Она почему-то сразу распознала в нас православных, но немного расстроилась, что мы паломничаем автостопом, а не пешком. Ночевала она в храмах, ей везде что-нибудь дарили, а она всё раздавала. Вот и нам подарила бутылку воды и полбулки хлеба (хотела всю отдать, но мы не взяли). Все же читали, что у подвижников лица светятся, вот и я тоже читал, но никогда не видел. А тут увидел. Она дала нам мудрые наставления о том, что надо обязательно молиться утром и вечером, и вообще перед каждым делом (у нас сил не было… ну, мы ленились в общем), милостыню подавать, что главное – это любовь. Все это знают, но она это ТАК сказала… что мы точно поняли, что это значит.
Потом нас всё-таки подобрали, и мы проехали несколько примечательных мест. Во-первых, так называемая «мёртвая дорога». Она была проложена на месте кладбища. Здесь происходит больше всего ДТП в России. А рядом есть мост, с которым тоже связано несколько красноречивых историй. Например, как-то там встретились две машины, и ни один водитель не хотел уступать другому, в итоге обе машины упали в реку.
– Ага, как в детском стишке: «... В этой речке утром рано утонули два барана».
– Точно. А второе место – сумасшедший дом. На дороге стоит табличка с надписью вроде «Не останавливайтесь и не разговаривайте с ними». Ходят легенды, что эти сумасшедшие заговаривают с проезжими, сводят их с ума и воруют машины. А распознать их можно только по особым шапочкам…
Где-то под Казанью, когда мы уже были порядочно измотаны...
|
Вернёмся лучше к чудесам. Где-то под Казанью, когда мы уже были порядочно измотаны и шли по дороге, вдруг мы увидели одинокий киоск у дороги, а к нему подъехала машина. Мы подошли к водителю, оказалось, что машина была набита телевизорами. Наша жалобная просьба как-нибудь втиснуться между ящиками достигла своей цели, и мы поехали. Тут Роман рассказал, что здесь, под Казанью, видел в облаках фигуру Георгия Победоносца. И здесь мы чудом не столкнулись с КамАЗом. Как мы после этого молились!!!..
Йошкар-Ола – замечательный добрый город. Люди стоят весёлые, продают арбузы и сладкую вату. Здесь мы встретились с очередным чудом. Вдруг на дороге мы увидели монаха в подряснике, который садился в машину. Мы подбежали к нему: «Здравствуйте! Угадайте, что мы сейчас у вас попросим!» Он узнал в нас «своих» и повёз в гости в Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь, Свияжскую Макарьевскую пустынь, где случилось ещё более удивительное. Один из монахов был родом из Академгородка и был близким другом о. Бориса Пивоварова (настоятель храма Всех Святых в Земле Российской просиявших в Академгородке – М.М.). Кроме того, мы попали на престольный праздник в Рождество Иоанна Предтечи.
Мой аскетичный товарищ отказался от монастырской трапезы, и, выйдя из монастыря, мы пошли пешком, и зашли в одну деревеньку у границы Татарстана. Там стоял старинный храм, который оказался посвящён Крещению Господню – и это в попразднство Иоанна Предтечи. Священник приезжал туда из самой Казани, всё ещё велись реставрационные работы. Здесь произошло со мной самое большое чудо. Инстинкт историка повёл меня внутрь деревни, и в центре неё я увидел часовню. Зашёл внутрь – там колонна о четырёх сторонах. Стал прикладываться к иконам: Спаситель, Богородица, Ангел и… мой небесный покровитель – мученик Евгений Мелитинский! Такой иконы я нигде раньше не видел, и часовни, посвященной ему, – тоже. Я упал на колени… Теперь, когда мне говорят, что Бога нет, я всегда привожу в пример этот случай.
Потом мы встретили велосипедиста, проехавшего пол-Европы из Швейцарии на велосипеде 1930 года выпуска. Пообщались по мере возможности на английском. Он угостил нас настоящей Coca-Col’ой, которую вёз из дома буквально под сердцем.
Под конец Господь послал нам компанию дальнобойщиков, гоняющих автобусы из Китая в Петербург. Они очень уговаривали нас довезти до самого Питера, но нам туда не надо было, мы торопились в Сергиев Посад, и они довезли нас до Владимира. Это самый красивый город. Там даже вместо рекламы красуются надписи типа «Милосердие приносит радость».
Здесь и закончилось наше путешествие – такое маленькое чудо: от Новосибирска до Москвы автостопом за 5 дней!
– Домой хотелось?
– Если бы у меня не было дома, и некуда было бы вернуться, я бы, наверное, не был свободен.
– Ясно. Ну а в целом впечатление осталось, как я вижу, положительное…
– Ещё бы! Надо сказать, что, как говорится, аппетит приходит во время еды, и вкус к путешествию приходит во время путешествия. Или не приходит. Либо ты больше никогда в жизни никуда не поедешь, либо не сможешь жить без автостопа, как это случилось со мной. Сейчас, кстати, кризис автостопа. Всё больше распространяется так называемый автовлаз. Т.е. люди подходят к водителям на стоянках, заправках, у кафешек и т.д. и просят подвезти, а не останавливают машины на дороге. У автостопщиков есть особая терминология для классификации всех людей. Например, городские жители, катающиеся на машине на работу и обратно, называются тюленями, есть люди, а есть мудрецы – это наиболее опытные автостопщики…
А в Америке, например, по закону запрещено путешествовать автостопом. Но люди всё равно ездят.
Как говорит знаменитый российский «академик автостопа» Антон Кротов, мир не без добрых людей, поэтому автостоп не умрёт никогда.
Вот такой незабываемый вечер я провела в компании православного автостопщика, который вместе со мной повторил своё увлекательное путешествие. И мне, знаете ли, тоже захотелось! А вам?..
М. Мотовникова |