Содружество
С
осени 2002 года в Новосибирске действует Содружество православной
молодежи по окормлению детских домов.
Начало движения
История
Содружества начинается с августа прошлого года, когда на съезде
православной молодежи Новосибирской епархии родилась идея организовать
и упорядочить деятельность православной молодежи, посещающей детские
дома. Эта инициатива получила дальнейшее развитие после завершения
работы съезда. Около 30 молодых людей, многие из которых уже имели
опыт работы с детьми, приняли участие в становлении нового движения.
Результатом их первых организационных встреч стало благословение
владыкой Тихоном создания Содружества православной молодежи по окормлению
детских домов. Руководителем деятельности Содружества стал студент
5 курса Новосибирского Православного Богословского Института Игорь
Толмачев. Духовником Содружества стал игумен Филипп (Новиков), наместник
мужского монастыря во имя Архистратига Михаила (ОбьГЭС). В течение
многих лет о. Филипп окормляет детей из детских домов, и его хорошо
знают во всех 30 детских домах города и области. Помогают ему в
этой деятельности о. Александр Гришин и добровольные помощники как
из числа воспитателей детских домов, так и из среды обыкновенных
православных людей, которым не безразлична судьба детей. Такой опыт
работы священника оказался, безусловно, очень полезным при организации
деятельности молодежи.
Постепенно
деятельность Содружества начала принимать четко выраженные формы.
Сначала это были совместные посещения достаточно большими группами
молодежи отдельных детских домов. Затем произошло постепенное распределение
ребят по конкретным детским домам, и теперь к детям приходят по
одному – два – три человека. Посещения детских домов организовываются
по-разному. Это может быть и выступление в актовом зале, и, что
более распространено, посещение отдельных групп. Часто непосредственное
общение во время посещения перерастает в дружеские отношения. Как
сказала одна девушка, достаточно просто подружиться с одним ребенком,
приходить к нему и общаться с ним. К новому человеку дети обязательно
потянутся, и, если один ребенок приобщится к православию, то и другие
дети не останутся в стороне. Так постепенно и происходит воцерковление
детей. Некоторые молодые люди, которых уже хорошо знают в детских
домах, берут с собой детей на воскресные службы в Церковь. Ребята
из Содружества стараются поддерживать отношения между собой и обмениваться
опытом работы. Для этого раз в месяц в Вознесенском соборе проводятся
совместные встречи.
Посещение детского дома
В
один из воскресных дней я вместе с двумя молодыми людьми из Содружества,
Игорем и Володей, отправляюсь в детский дом. Мое довольно смутное
представление о детских домах основывается только на фильмах, описывающих
беспризорников послевоенной поры. Вспоминается заметка в местной
газете о детдомовцах, которые что-то отобрали у своего сверстника
на улице. Интересно, как они живут в наше непростое время? В памяти
возникают картины обшарпанных студенческих общежитий…
Детский
дом оказался четырехэтажным зданием внушительных размеров и симпатичной
расцветки. Приятно удивила чистота и порядок внутри. Плитка на полу
и рельефные обои выдают следы недавно проведенного ремонта. Мы приходим
в группу к маленьким жителям этого дома. Мальчикам в группе приблизительно
по 6 – 8 лет. Они встречают нас с нескрываемым интересом.
Рассказ
Игоря приурочен к неделе о Страшном суде. Он рассказывает детям
о вечной жизни, о Суде, который ожидает каждого из нас, и о покаянии.
Затем Володя начинает свой рассказ о русской армии и о ее православных
корнях. Но усидчивости ребят надолго не хватает. Скоро занятие разбивается
на три независимых беседы, которые каждый из нас ведет с окружившими
его детьми. Один из мальчиков вертится около меня. Он нажимает на
разные кнопки на моих наручных часах, рассматривает блокнот и показывает
свой маленький калькулятор. Затем он рассказывает что-то про вампиров,
Кинг Конга и между делом говорит о том, как его привязывали к кровати,
когда он был в «психушке»…
Дети
выглядят очень открытыми и более расположенными к общению, чем сверстники,
живущие с родителями. Возникает чувство, что после нескольких таких
посещений общение прекратить будет уже тяжело.
Комментарий педагога
Как
же относятся педагоги из детских домов к деятельности образовавшегося
Содружества, каким они видят возможное сотрудничество? С такими
вопросами я обратился к директору детского дома № 6 Наталье Николаевне
Кузьменко. Детский дом, который она возглавляет, является одним
из наиболее старых и крупных (в нем воспитываются 160 детей) в Новосибирске.
У ребят этого детского дома сложились особенно теплые отношения
с о. Филиппом, который на большие православные праздники старается
приезжать с поздравлениями и подарками для детей в первую очередь
именно сюда. Не так давно в детский дом стали приходить и ребята
из Содружества.
—
Наталья Николаевна, каким Вы видите возможное сотрудничество?
Молодые
люди, которые начали приходить к нам в детский дом, должны определиться
с конкретной работой, дать свой план работы, как они хотят работать
с детьми, в каком направлении. Можно почитать с детьми, можно спортом
позаниматься. Это может быть игра на музыкальном инструменте. Если
кто-то увлекается чем-то конкретным, есть хобби какое-то — пожалуйста,
можно кружок вести. Мы принимаем такие виды деятельности. Мы не
хотим, чтобы наши дети замыкались в наших стенах.
Но
в любом случае нам нужна конкретная программа работы, которую они
хотят провести с нашими детьми, чтобы мы могли это контролировать,
следить за ходом работы и затем узнать результаты. Необходимо, чтобы
это был педагогический процесс. А не так, что просто пришли «поиграться».
Не должно быть такого, что вы у нас просто отнимаете время. У нас
же есть режимные моменты, которые нельзя нарушать. Утром ребенок
в школе, затем после отдыха у него кружковые занятия, секции, самоподготовка,
хозяйственный час, уборка территории. Наши дети очень загружены.
Мы живем по четкому распорядку дня. Поэтому вы должны еще и вписаться
в наш режим. Мы же не можем вам сказать — приходите в любое время,
когда захотите. Вам воспитатель скажет, какое время для посещения
свободно.
—
Как Вы относитесь к тому, что ребята из содружества рассказывают
детям о вере православной, праздниках, православной культуре?
Очень
хорошо. Дети должны это знать. Необходимо детей духовно просвещать
и обучать. Но наш ребенок не может долго слушать. Поэтому должны
применяться различные формы обучения. Это может быть и использование
видео, и показ иллюстративного материала. Должна быть смена деятельности.
Нельзя посадить ребенка и долго ему рассказывать — он быстро устанет.
—
Ваше отношение к тому, что взрослый человек дружит с ребенком из
детского дома, приходит к нему?
У
нас есть женщины, которые приходят к нам по много лет. Они познакомились
с нашими детьми, узнали их, и теперь навещают. Мы их уже знаем,
поэтому иногда отпускаем детей с ними погулять. Но не должно быть
такого, что кто-то пришел познакомиться, походил и ушел. Для детей
это будет серьезная травма.
Мнение
священника
С
просьбой высказать свое мнение относительно деятельности Содружества
я обратился к о. Филиппу, духовнику этого молодежного движения.
—
Отец Филипп, каково Ваше мнение о деятельности молодежного Содружества?
Содружество
необходимо, потому что, как говорится, один в поле не воин. Чем
больше молодежи будет вовлечено в работу с детьми, тем продуктивнее
и лучше будет эта работа. В плане церковном это не новое дело, а
продолжение уже начатой работы. Мы в течение пяти лет занимаемся
работой с детскими домами и сейчас опекаем все детские дома в Новосибирске
и области. Я, в частности, опекаю детские дома, расположенные в
самом городе и неподалеку от него — в Колывани, Мошково, а о. Александр
Гришин охватывает дальние районы области, такие как — Черепаново,
Чулым, Каргат. Во всех детских домах уже идет церковная работа.
Со всеми директорами детских домов налажены хорошие, добрые отношения.
Во многих из детских домов есть православные воспитатели, которые
с нами активно сотрудничают. Молодежный центр должен стать для нас
помощником. Поскольку Содружество начинает работать уже после нашей
деятельности, необходимо, чтобы ребята постоянно советовались со
священнослужителями, которые этим занимаются давно. Молодежи вообще
свойственна порывистость и резкость, поэтому так важно в начале
ничего не испортить, а наоборот плавно влиться в ту работу, которая
уже ведется. Необходимо, чтобы молодежь, которая будет работать
с детьми, тесно сотрудничала с воспитателями. Часто, когда человек
только начинает ходить в детский дом, у него прежде всего возникает
чувство жалости к детям. Они часто жалуются на воспитателей, хотят
показать себя бедными, брошенными, и первое ощущение, которое возникает
— какие бедные дети, какие злые воспитатели. Когда мы начинаем в
такой ситуации поддерживать детей, может возникнуть конфликтная
ситуация с воспитателями. Поэтому я считаю, что мы должны быть помощниками
воспитателям в их работе с детьми и вместе с ними приучить детей
к вере в Бога, к духовной жизни, к Церкви. Если вам воспитатель
начнет доверять, то он станет вашим добрым помощником. Я же не сам
везде хожу. Иногда я просто звоню воспитателю. Она сама детей и
в храм приведет, и о молитве расскажет, и о посте, и к причастию
сама сводит. Это еще и тем лучше, что воспитатель с ними проводит
намного больше времени. Легче ей изо дня в день с ними говорить,
чем мне раз в неделю. Кроме того, если воспитатель воцерковился,
то через него воцерковляться будет большое количество детей. Поскольку
дети уходят, а воспитатель остается. Поэтому никогда нельзя осуждать
воспитателя. Также нужно обязательно советоваться с воспитателем
в поведении относительно каждого отдельного ребенка, потому что
мы не знаем детей изнутри, а воспитатель с ними много лет прожил.
Он сразу может сказать, что из себя представляет ребенок. Вот это,
я считаю, есть основное золотое правило для молодежного центра.
В
работе с детьми нужно стараться уйти от официальности. У нас было
два разных опыта работы с детьми. Один опыт — женщина, которая работала
официально, по программе. Внимание уделялось больше уроку и самому
предмету. И у нее со всеми — и с воспитателями, и с детьми — была
как бы односторонняя связь. А другая женщина вела занятия больше
«по-домашнему»: где-то сядет на диванчике с детьми, что-то повышивает,
что-то порисует, дневники проверит, чайку попьет. Конечно, следит,
чтобы это не вышло из-под контроля. И вот этот второй опыт работы
является более теплым и более продуктивным, потому что здесь работа
проходит в виде игры, неофициально, через непосредственное общение.
А самое главное — нужно стремиться, чтобы дети полюбили навещающих
их ребят. Если это произойдет, то они будут ждать вас в любое время,
сами будут стремиться на встречу. Поэтому второй важный момент в
работе — надо стремиться к непосредственному общению с детьми.
Конечно,
главная цель всей нашей деятельности — это не беседы и не наставления.
Главное — это воцерковление, приобщение детей к Церкви и причастию.
Это цель номер один. Не внешние учения, а именно воцерковление.
Когда ребенок вырастет и попадет в сложную ситуацию, то он не в
учебниках будет искать, что ему говорили про грех. Если он полюбил
Церковь, то он все бросит и побежит к батюшке, в храм. Я стараюсь
даже не замыкать все на себя. Говорю, если потерялись в жизни, оказались
в другом городе, в сложной ситуации или еще что — бегите в Церковь.
Я стараюсь детей приводить к Церкви, и, конечно, к причастию. Не
просто в Церковь за продуктами бегать, а чтобы в сложной ситуации
приходить за советом, на исповедь и на причастие. И, конечно, поскольку
вы не священнослужители, нужно детей учить, чтобы у каждого из них
был свой духовник. У каждого человека есть отец, есть мать, и у
каждого, особенно ребенка из детдома, должен быть свой духовный
отец. Вот эти три пункта должны проходить красной линией через всю
деятельность молодежного Содружества.
—
Какой может быть программа, по которой молодой человек мог бы вести
занятия в детском доме?
Программа должна быть скорее для внутреннего пользования, для самого
молодого человека, ходящего в детский дом. И программу эту надо
показывать тогда, когда это требует само начальство в детских домах.
Образование у нас отделено от Церкви, поэтому официально Районо
ни по какой программе ни в каком детском доме занятия проводить
не разрешит. Сейчас существует много различных разработок для воскресных
школ, по ним и нужно стараться вести занятия. Программу необходимо
составлять индивидуально для каждого детского дома, для каждой группы.
Все детские дома разные. Есть детские дома отсталые, там больше
15 минут с детьми говорить бесполезно. Есть детские дома общеобразовательного
типа, в которых дети более развитые, с ними можно по часу говорить.
Есть группы, где дети воцерковлены, они и утреннее и вечернее правило
читают, и водой святой кропят свои комнаты. Там преподавание должно
быть на высоком уровне, о Библии, о Ветхом и Новом Завете. Также
от возраста детей все сильно зависит. Если дети маленькие, то это
может быть Закон Божий. А если лет по 12 – 15, то можно говорить
о нравственности, о чистоте, может быть, о сектах.
Знакомство
с ребятами из Содружества оставляет теплое чувство в душе. Работа
в детском доме является крайне сложным и ответственным делом, требующим
большой самоотдачи и, по всей видимости, более серьезной подготовки,
чем проведение занятий в обычных общеобразовательных или воскресных
школах. Приятно, что есть молодые люди, которые, несмотря на учебу,
работу и занятость в храме, находят время для того, чтобы помочь
обездоленным детям прийти в Церковь. Хочется пожелать им успехов
в этом нелегком подвижническом деле.
А.Морозов
Опубликовано:
"Новосибирский епархиальный вестник", № 1 (39), апрель
2003.
|