Впечатления от моего первого съезда
…от первого съезда православной молодежи, в котором я принял участие.
На самом деле это был уже четвертый епархиальный съезд. Первый проходил
в 1991 г., а последующие в 1995 и 2001 гг. Однако на тех съездах
я не был, а сюда приехал. И мне понравилось...
Вместе легче и батьку бить.
Народная мудрость
Съезд
православной молодежи Новосибирской епархии проходил с 28 по 31
августа 2002 года в детском лагере “Радонеж”, расположенном неподалеку
от Академгородка. В съезде принимали участие представители от приходов
из Новосибирска и НСО.
Среда,
28 августа. 16.00. Мы стоим на обочине Бердского шоссе около
остановки «Сеятель» и напряженно смотрим вдаль. Не в ту чарующую
даль, о которой поется в песне, а в ту, из которой идет поток машин
из города. Мы — это четыре прихожанина храма Рождества Пресвятой
Богородицы из Академгородка. Ждем мы автобусы, на которых должны
приехать участники съезда. Здесь мы находимся уже полчаса. Начинает
накрапывать дождик. Вспоминаем, что на предыдущих съездах опоздания
на час считались в пределах нормы. В голову лезут тревожные мысли:
«А вдруг автобусы уже прошли?». Нет, все нормально, еще некоторое
время ожидания, двадцать минут езды и — добро пожаловать в лагерь
«Радонеж».

Часовенка в центре лагеря. |
Симпатично.
Лагерь в лесу. Сосны, елки, палки… Хвоя на дорожках. Лагерь компактный
и весь как на ладони. Что-то не видно моря. В центре лагеря расположена
маленькая деревянная часовенка — четыре столба, шатровый навес,
на единственной стенке висит большая икона Богородицы, а на столике
стоит потемневший образ Николая Чудотворца. Перед этой часовней
каждое утро в девять часов мы будем читать утреннее молитвенное
правило.
После
размещения по комнатам наша небольшая делегация отправляется на
поиски моря. По карте Искитимского района прикидываем расстояние,
по солнцу определяем направление, и вот через десять минут перед
нами Бердский залив, а за ним виднеется и сам славный город Бердск.
В
19.00 наш первый ужин, на удивление вкусный и сытный, как, впрочем,
и во все последующие дни. После ужина проходит первое рабочее мероприятие
съезда — знакомство. Мы сидим в трапезной, столы убраны к стенкам,
стулья составлены в круг. Оказывается, всего съехалось более 80
человек приблизительно из 10 городских приходов и 12 областных.
Кроме того, два человека приехали из Бийска. Двое участников съезда
учатся в Томской Духовной Семинарии и могут поведать о городе Томске.
Представители от приходов по очереди рассказывают о своей молодежной
жизни. Воскресная школа, детские дома, праздники для детей, спектакли...
Мероприятий, в которых была бы задействована только молодежь, практически
нет. Исключение составляет Вознесенский собор, где каждое воскресение
в пять часов вечера проходят молодежные встречи. Должно быть, интересно.
Жаль, что далеко живу.

Каждый вечер мы собирались вокруг костра. |
Около
23.00 собираемся вокруг костра. Вообще костры горят каждую ночь,
и каждую ночь кто-то не спит практически до самого утра. Поем песни.
Есть две гитары. Певцы мы, конечно, не экстра-класса, но все же.
Становится прохладно. Давайте играть! Забавные игры, в которые я
играл два года назад с детьми в Воскресной школе. Цепи кованые.
Только на девушек такая игра, конечно, не рассчитана. Хорошо хоть
никого не покалечили. Весело. В три часа иду спать.
Четверг
. С утра начинается работа. Выступают два главных человека на этом
съезде — о. Андрей Ромашко, отвечающий за работу с молодежью в епархии,
и Николай Тетюцкий, его главный соратник в молодежных делах. Рассказывают
о Всероссийском Православном Молодежном Движении (ВПМД). На протяжении
уже долгого времени существует Всемирное Братство Православной Молодежи
“Синдесмос”, и в данный момент в России создается аналогичное российское
движение. Сейчас оно регистрируется как общественная организация.
В настоящее время в стране нет массовых молодежных организаций.
Потенциально ВПМД может стать самой массовой организацией и представлять
собой реальную силу, с которой будут считаться власти нашей давно
уже нехристианской страны. Вопрос о том, создавать или нет отделение
этого движения в нашей епархии, так и остается открытым. А вот то,
что надо без сомнения сделать и как можно скорее, так это организовать
на каждом приходе молодежную ячейку. Необходимо, чтобы у этой ячейки
был координатор, с которым епархия могла бы поддерживать связь.
На приходах должны действовать молодежные собрания, чтобы молодые
люди, делающие первые шаги к вере, могли прийти туда, задать любой
вопрос, просто познакомиться и пообщаться со своими сверстниками.
Летом
этого года в период с 28 июля по 8 августа в Подмосковье проводился
летний слет православной молодежи — общероссийский лагерь “Феодоровский
городок”. От нашей епархии в нем принимали участие Иван и Елена
Реморовы. Они делятся с нами впечатлениями об этом мероприятии.
В нем принимали участие представители более чем 20 епархий, приблизительно
по 2 – 7 человек, всего около 150 участников. Из Сибири, кроме наших
ребят, больше представителей не было, ближайшими соседями оказались
Екатеринбург на западе и Владивосток на востоке. Иван и Елена рассказывают
о деятельности ВПМД. Охарактеризовать направления работы этого движения
может простое перечисление организованных при ВПМД комиссий:
- cоциальная
работа
- работа со
студенческой молодежью
- подготовка
молодежных лидеров
- творческое
воспитание
- духовное
просвещение в бизнесе и политике
- нравственно-патриотическое
воспитание
- нравственное
совершенствование и здоровый образ жизни
-
миссионерская
работа
Кроме
того, ВПМД активно сотрудничает с Братством Православных Следопытов
(БПС), которое организует подростков 12 – 15 лет. В лагерь приезжали
известные люди, которые проводили беседы и практические занятия
с молодежью. Также очень полезным оказался неформальный обмен опытом
между ребятами.
Наконец,
после более чем двухчасового слушания нам предлагается конкретная
работа. Мы будем разрабатывать ряд проектов, которые помогут привлечь
молодежь в Церковь и будут способствовать взаимодействию православной
молодежи между собой. Проекты эти представляют собой следующее:
- азработка
молодежной Интернет странички в нашей епархии
- издание
печатного СМИ (газеты, листка, приложения к “Епархиальному вестнику”)
- организация
православных молодежных мероприятий (конференций, съездов и т.п.)
- организация
работы с детьми и подростками, отдельно с мальчиками и девочками
- оформление
православного стенда на ежегодной духовной выставке на Сибирской
ярмарке
- организация
молодежных паломнических поездок

Жилой
корпус. |
На
предложение организаторов высказать свои собственные идеи кратко
выступаю с небольшой инициативой. Правда, сразу оговариваюсь, что
не хотел бы заниматься предлагаемым проектом. Сложный это проект.
Дело вот в чем. В Новосибирском Православном Богословском Институте
(НПБИ), где я учусь, на одном из занятий ректора о. Александра Реморова
был поднят вопрос о том, что у нас в городе православным молодым
людям трудно знакомиться с целью создания семьи. Трудно и негде.
Многие студенты у нас в институте получают уже не первое образование,
не такие уж молодые, поэтому проблема создания семьи волнует; я
и сам в таком уже возрасте, что в комсомол не примут. Хорошо было
бы создать какой-нибудь клуб знакомств. Вот, например, в Москве
работает православная служба знакомств в Интернете, есть даже православное
брачное агентство. У нас, конечно, не Москва, не тот масштаб, такая
служба знакомств может быть просто не востребована… Предлагалось
создать не только клуб знакомств, но и вместе с тем клуб молодой
семьи, тоже нужное дело. Вот такой был разговор на занятиях. Проблема
вполне ясна. Здесь, на съезде, народ присутствует в основном достаточно
молодой и, наверное, не так сильно озадаченный подобными проблемами.
Однако мое выступление выслушали, как мне показалось, с интересом.
После
обеда начинается работа над проектами. Каждый выбирает себе проект,
который его наиболее заинтересовал, самые активные принимают участие
в обсуждении сразу двух проектов. Иду в группу, которая занимает
изданием газеты. В группе человек десять, половина ребят из области.
Садимся вокруг стола. Главная у нас – девушка по имени Аня, закончившая
в этом году гуманитарный факультет НГУ. Единственный человек среди
нас, ранее принимавший участие в издании газеты — это другая Аня,
студентка НПБИ. Три года назад у нас в епархии выходила газета НПБИ
под названием “Молодой христианин”, большая газета, четыре страницы
размером А3 с периодичностью издания раз в месяц. Хорошая газета,
некоторые материалы мне понравились. В выпуске первого номера участвовало
10 человек, второго — 3, третьего — и того меньше. Четвертый номер
так и не вышел. Вторая Аня принимала участие в издании первых двух
номеров и оказалась среди нас самым опытным в этом деле человеком.
Хотелось бы поучаствовать в Интернет проекте, но обсуждение настолько
плотное, что нет желания отвлекаться. Дискуссия проходит несколько
сумбурно. Начинаем определяться с материалом для нашего издания:
интересные проповеди, статьи о праздниках, новости в епархии, ответы
на вопросы читателей, рассказы о паломничествах, чудеса… Нет, чудес
не надо, молодежь это плохо принимает. Материалы для подростков...
Тоже ни к чему, для начала ориентируемся только на наших ровесников,
то есть возраст от 17 до 30. Обсуждаем объем издания. Здесь тоже
немало вопросов. Ребята, приехавшие из области, хотят издавать приходскую
газету или листок. Для меня же лично более интересна газета по крайней
мере городского масштаба, чтобы в ее издании принимали участие ребята
со всего города. Только тогда можно будет найти достаточное количество
авторов и сделать газету дееспособной. Останавливаемся наконец на
маленькой газете, скорее листке, с периодичностью издания раз в
месяц. Может быть, реже выпускать, но побольше объемом? Нет, нехорошо,
тогда газету не запомнят. Поступает предложение выпускать отдельные
тематические листки про таинства, про праздники, про различные «вечные»
вопросы. Ответы на эти самые «вечные» вопросы мы будем придумывать
не сами, поскольку наших знаний для этого может оказаться недостаточно,
а обрабатывать взятые из разных источников материалы. Кто же будет
серьезно работать в нашей газете? Никто не поднимает руки. Кто точно
не будет? Только один человек. Степень участия других непонятна.
А для издания газеты необходимо хотя бы три человека в редколлегию
и человек десять постоянных авторов. Основная проблема заключается,
конечно, в том, чтобы найти главного редактора — опытного в журналистике
человека, который загорелся бы этой идеей и согласился бы периодически
тратить достаточно большое время на издание газеты, не рассчитывая
при этом на какое-либо материальное вознаграждение. Заканчиваем.
Обмениваемся адресами. Договариваемся, что каждый будет писать статьи
о том, что ему покажется интересным, и отправлять их Ане. Время
покажет, что из этого получится.

Административный корпус. |
Пятница.
С утра убираем территорию лагеря, готовимся к приезду Владыки. Вообще-то
лагерь чистый, что убирать — непонятно. Ходим по кустам, ищем мусор.
Я нашел две пластмассовые пробки от бутылок. Одна синенькая, другая
белая. Доволен. Не так-то просто было их найти. Пробки маленькие,
в траве не видно. Затем сидим у костра, кто-то гуляет, кто-то заканчивает
работу над проектами. Два человека метут лесные дорожки от хвои.
Здесь лес, сосны стоят. Поэтому хвои много. И на дорожках тоже.
А метлы только две. Мы сидим. Хорошо. Разговариваем о жизни. Двое
метут. Больше делать нечего.
В
12.20 наконец-то собираемся для защиты проектов. Интересно. Очень
хорошее впечатление производит проект, посвященный разработке Интернет
странички. Ребята постарались, даже нарисовали подробную схему сайта.
Похоже, вполне реальный проект, и люди готовы работать над ним.
Приятно видеть, что большой отдел отведен нашему богословскому институту.
Если там будут выложены конспекты лекций, будет просто замечательно.
Мечта студента. Далее рассматривается организация клуба для девочек,
военно-патриотические летние лагеря для мальчиков. Паломничество.
Уже предлагают маршруты в Томск, Чемал на Алтае, поездки в окрестные
монастыри, экскурсии по старым храмам Новосибирска... Конечно, сложно
будет организовывать такие поездки, сложно. Вот создание стройотрядов
для работы в монастырях и церквях возможно и получится. Тоже паломничество,
в некотором роде, только активное. Проведение масштабных мероприятий,
на которые может собраться православная молодежь, несомненно, представляет
интерес для всех присутствующих. Где же мы сможем еще увидеться?
Оказывается, 15 февраля, праздник Сретения Господня, является международным
днем православной молодежи. К этому дню предлагается приурочить
проведение молодежной конференции в Новосибирске на 2 – 3 дня. Детали
будут уточняться. А летом следующего года можно будет провести заезд
православной молодежи в лагерь “Радонеж” на более длительный, чем
в этот раз, срок. За те три дня, что мы провели в лагере, познакомиться
по-настоящему было сложно. Вот 2 – 3 недели — совсем другое дело.
За это время можно и познакомиться, и поработать в лагере на разборке
старого аварийного корпуса и отделке уже почти построенного нового
здания. Работы здесь на всех хватит. А в конце заезда можно организовать
съезд на несколько дней, аналогичный этому съезду, с обсуждением
конкретных молодежных дел. Вот такое многообещающее предложение,
которое, как мне кажется, заинтересовало большинство присутствующих.
После
обеда приезжает Владыка. Садимся в трапезной. Владыка рассказывает,
затем отвечает на вопросы: о глобализации, о старцах, о духовном
отце… В 18.00 часов начинается концерт. Приехали два молодежных
хора из Академгородка: “Славянский лик” и “Майдан”. В эти же самые
дни в лагере под Нижней Ельцовкой проходит православная молодежная
конференция. Организована она большей частью силами прихода св.
Николая Чудотворца. И вот с этой конференции к нам приехали гости.
Поют народные и казачьи песни. Все аплодируют. Затем на дворе все
вместе фотографируемся, и наши гости быстро-быстро уезжают. Жаль,
что не успели пообщаться. Песни, конечно, хорошо послушать. Особенно
в исполнении таких опытных коллективов. Только познакомиться и просто
поговорить с ребятами в дружественной обстановке, как мне кажется,
поважнее будет. Так я и не узнал, что обсуждали в лагере под Нижней
Ельцовкой…

Вид на город Бердск с пляжа лагеря "Радонеж". |
Последняя
ночь. Не хочется отправляться спать. В два часа ночи идем купаться.
Нас 12 человек. В лесу темно. Идем по самой прямой тропинке, узенькой,
через пеньки и заросли кустарника. Кто-то впереди несет фонарик
и светит. Вперед светит. Остальным темно. Звучит предложение взяться
за руки, чтобы не потеряться. Как в детском садике. Я иду последним,
и меня ведет за руку симпатичная девчушка из города. Весело. Через
залив видны огни города-труженика Бердска. Вода прохладная и спокойная.
Приятно искупаться ночью. Только бы не заболеть…
Суббота.
Сегодня уезжаем. С утра опять уборка. Консервируем лагерь на зиму.
Стаскиваем металлические кровати на этаже в одну большую комнату.
Девушки метут и моют. До обеда свободное время. Сижу у костра. Жалко
уезжать. Когда еще увижу кого-нибудь из тех, с кем здесь познакомился.
Хорошие ребята. Интересно, уже все практически взрослые, предоставлены
здесь сами себе, больше 80 человек, а за три дня не видел ни одного
человека с сигаретой или бутылкой, не слышал, чтобы кто-то слово
какое нехорошее сказал. Нецерковные люди такого, наверное, не поймут.
В половине третьего уезжаем на автобусах. Вечером измеряю температуру
— 39 С. Да, в понедельник на работу, похоже, идти не придется. После
активного отдыха в лагере надо бы просто отдохнуть…
А. Морозов
Опубликовано:
"Новосибирский епархиальный вестник", № 4 (37), 2002 (pdf
320 kB). |