Православный молодежный клуб: проблемы и их решения
24 ноября 2007 года в Вознесенском соборе состоялся круглый стол на тему «Православный молодежный клуб: проблемы и их решения». В этом мероприятии приняли участие около 50 человек, включаю диакона Иоанна Реморова, представителей новосибирских молодежных клубов (клуб НГУ «Фавор», Знаменский приход, Вознесенский собор) и Томского православного молодежного клуба.
Первая часть круглого стола была посвящена обсуждению целей православных молодежных встреч. С докладом на эту тему выступил Алексей Широких (Знаменские молодежные встречи), который обозначил следующие цели встреч:
1) помочь удержаться молодому человеку в Церкви;
2) способствовать формированию православного мировоззрения;
3) способствовать деятельному участию молодежи в жизни Церкви и общества.
Кроме этого, докладчик определил личные цели участников встреч:
1) получать знания;
2) найти друзей по духу;
3) найти спутника жизни (создать семью);
4) помогать другим.
Затем с докладом выступил Денис Мелентьев (Томская духовная семинария), который добавил ряд целей, в частности:
1) «сдруживание» православных молодых людей;
2) проведение миссионерской работы;
3) проведение катехизации;
4) организация совместного досуга.
С критическими замечаниями выступил Николай Тетюцкий (Вознесенский собор). Основываясь на своем достаточно большом опыте пребывания в молодежном православном движении (начиная еще со времен перестройки), он выдвинул следующие основные задачи православных молодежных клубов:
1) досуг (как первая задача встреч);
2) формирование молодежной общины.
Для молодого человека не достаточно простого посещения богослужений, ему необходимо деятельное общение и совместное проведение досуга со своими воцерковленными сверстниками. Предыдущее пятнадцать лет наглядно продемонстрировали, что православному молодому человеку, лишенному такого общения, трудно оставаться в Церкви даже после многих лет активного участия в литургической жизни. Так, по словам докладчика, на его глазах с начала девяностых годов десятки и даже сотни православных ребят ушли из Церкви.
|
Второй важной задачей является создание молодежной православной общины. Для духовной жизни молодого человека эта задача «выше» первой, если так можно выразиться, но без выполнения первой решить ее крайне сложно. Даже если такое решение будет найдено – это не уменьшит важности организации внебогослужебного, в т. ч. досугового, общения молодежи. Церковная община необходима для нормальной организации духовной жизни человека. Сейчас во многих приходах фактически нет общин, и для большинства христиан приходская жизнь ограничена только участием в богослужении. Молодежные клубы дают возможность организовать внебогослужебную церковную жизнь, как в виде проведения досуга, так и в виде совместного участия в различных делах церковного служения, и на этой основе создать экстерриториальную православную общину.
По мнению Н. Тетюцкого, интенсивное занятие социальной работой и благотворительностью никак не может считаться задачей молодежных клубов. Дела милосердия – вещь, безусловно, спасительная и полезная в духовной жизни человека, но неправильно поставленная социальная работа не столько приносит пользу, сколько приводит к "распылению сил" и таким образом может скорее "ослаблять" православный молодежный клуб. Хотя социальная работа является без сомнения важным и полезным делом, необходимо трезво оценивать свои силы и не переусердствовать в ней.
Кроме этого докладчик отметил, что хотя поиск спутника жизни и создание семьи является без сомнения важным делом, но, как показывает практика, неправильно, если это становится главной целью посещения православного молодежного клуба.
Выступление вызвало большую дискуссию и в целом нашло поддержку со стороны присутствующих. Так о. Иоанн Реморов в подтверждение важности дружеского общения в кругу православных людей напомнил отрывок из Деяний апостолов о том, что первые христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42).
Вторая часть круглого стола была посвящена обсуждению проблем молодежных клубов. С докладов выступил Алексей Морозов (клуб НГУ "Фавор"), который выделил следующие проблемы:
1) низкая активность молодежи;
2) проблемы, связанные с проведением встреч: неинтересная тема или слабо подготовленный доклад;
3) плохая работа с вновь приходящими (новички остаются предоставленными самим себе);
4) плохо организованная деятельность по привлечению новых людей в клубы («реклама» клубов во внешней среде).
Далее выступила Полина Колозариди (Томский православный молодежный клуб), которая добавила следующие проблемы:
1) отсутствие систематизации социальной активности (для эффективной работы необходимо, чтобы за каждое направление работы отвечал конкретный человек из числа активистов);
2) проблема преемственности;
3) гендерная проблема (девушек намного больше, чем молодых людей);
4) слабое участие семинаристов Томской духовной семинарии в жизни молодежного клуба;
5) непроработанная форма руководства клубом;
6) организация эффективной работы с общественными организациями для проведения активного миссионерства.
После этого состоялось активное обсуждение поставленных проблем. В частности, Сергей (Томск) заметил, что вновь приходящие на молодежные встречи встречаются с отсутствием любви; особенно наглядно это видно из сравнения с тем, как встречают новичков у сектантов. Иван Шаравин (Знаменские встречи) добавил, что некоторые проблемы связаны со слабыми навыками управления (незнание менеджмента) у руководителей клубов. Сергей Труш (Томск) выразил уверенность, что слабая активность молодежи в рамках деятельности клубов связана в первую очередь с неправильной организацией этой активности, поскольку молодежь в принципе активна.
|
В заключение встречи выступил о. Иоанн Реморов. Он заметил, что каждому необходимо поступать по заповедям о любви, но нельзя требовать любви от других людей. Для крупных клубов городского масштаба важно, чтобы для священника, который руководит клубом, работа с молодежью была основным послушанием. Важной проблемой является передача руководства, поскольку со временем, с появлением семьи, активисты уже не могут уделять много времени руководству клуба. Поэтому необходима социальная эстафета; надо стараться передавать традиции, опыт и, самое главное, энтузиазм тем, кто станет во главе клуба. В качестве пояснения о. Иоанн привел понятие куматоида как некой формы строения, «безразличной» к материалу. Для примера был приведен так называемый парадокс корабля Тезея, в котором по очереди были заменены все доски. Корабль сохранился в той же форме, но теперь он уже был из другого материала. Так и молодежные клубы должны сохраняться, несмотря на постоянную смену участников.
|