Из
письма в рассылку orthodoxy_nsu
Фильм
"Остров" и
старец Феофил
Вчера
мне на глаза попалось жизнеописание
старца иеромонаха Феофила, Христа ради юродивого, подвижника
и прозорливца Киево-Печерской Лавры (1788-1853). По-видимому, старец
Феофил является одним из прототипов отца Анатолия из фильма "Остров",
в чем легко убедиться, прочитав некоторые отрывки из жития:
1) "Упомянув здесь о правилах и обычаях блаженного Феофила и о способах
обращения его со своими поклонниками, не лишним считаю сказать,
что подобные сношения с людьми и громкая слава, которою пользовался
блаженный, вызывала зачастую озлобление завистливых лиц, превратными
толкованиями стремящихся заклеймить достохвальное и непорочное имя
блаженного старца.
 |
Особенно
ожесточался против него начальник пустыни иеросхимонах Иов. Предполагая
во всех действиях и поступках блаженного одно только "ханжество
и суеверие," он преследовал старца на каждом шагу и, причиняя ему
различные досаждения и скорби, надоедал Владыке постоянными на него
жалобами и доносами. Видя, что блаженного окружает постоянная толпа
богомольцев, Иов выбегал на двор и, укоряя толпу в суеверии, заставлял
ее разойтись. Когда же и это не помогало, приказывал запирать после
обеда монастырские ворота, чтобы любопытная толпа не окружала блаженного
и не подходила к его келии. Но это не все. Зачастую Иов врывался
к блаженному в его жилище и, гневно обличая его за женщин, забирал
принадлежащее старцу белье в трапезу для мытья со столовым, чтобы
насильно вынудить его этим не отдавать белья женщинам-прачкам. Старец
же на все эти обличения отговаривался только кротостью, молчанием,
выставляя притчами различные Евангельские доводы; когда же начальник
не унимался и продолжал досаждать ему, то, стараясь оградить его
от напрасного гнева и бесовского искушения, зачастую не отворял
ему дверей.
-
Пантелеимон, - говорил в таких случаях блаженный своему келейнику,
- затвори дверь. Сейчас наш враг придет.
Пантелеимон
ведал уже, что это за "враг" такой, и спешил задвинуть клямку в
дверях как можно прочнее. Тогда Иов, чтобы еще более досадить блаженному
и чтобы доказать свои права и власть, переместил старца вниз большого
корпуса, поближе к своему дому; и хотя здесь было четыре вместительных
комнаты, однако блаженный был этим крайне недоволен, так как подобная
перемена в жилье и местности препятствовала старцу творить все то,
к чему призвал его Господь. Когда же, на беду, был прислан из Лавры
иеродиакон Феодосий Тупицын, требовавший особого присмотра по болезненному
состоянию своих умственных способностей, и был помещен со старцем
во вторую переднюю комнату, то блаженный не выдержал и немедленно
удалил его от себя. Раздраженный таким своеволием начальник пустыни
Иов вторично привел присланного и, входя в дверь к Феофилу, тихо
произнес:
-
Отец Феодосий! С преподобным преподобен будеши и со избранным избран
будеши. Благословись у отца Феофила, он тебя наставит, и живите
в мире.
Но
блаженный, выскочив из внутренней комнаты, снова удалил Феодосия,
а Иову кричал:
-
Ты грамоте знаешь, знаешь?
-
Кабы не знал - начальником не поставили бы, - с улыбкою отвечал
Иов.
-
И библейские книги читал? А?
-
Не только читал, да и на память многое знаю.
-
За что Каин убил своего брата Авеля? Скажи! Отвечай! За что?
И проводив Иова из комнаты, захлопнул за ним дверь. Оскорбленный
до глубины души начальник немедленно рапортовал о том митрополиту
Филарету и, перечисляя все неблаговидные юродственные выходки Феофила,
просил его из мирной и уединенной Китаевской пустыни удалить."
 |
2)
Как и в фильме, отец Иов пишет митрополиту донесению: "Приготовляясь
к соборному священнослужению, - так пишет Иов, - Феофил нарушает
правило и порядок: никогда при начатии великой вечерни или утрени,
несмотря на мои подтверждения, не стоит в алтаре, и где светильничные
молитвы читает - неизвестно. Едва участвуя в бытии на литургии или
величании, во время кафизм уходит или станет за полуденные двери,
вне, и при помянутом сослужении не стоит прямо, но отворачивается
на восток. Лица и рук своих Феофил, по-видимому, никогда не умывает.
Даже стоя пред престолом на Литургии, как бы изумленный, требует
непрестанных указаний, облачаясь часто с заплетенною косою. Держа
книгу пред собою, не показывает, чтобы вычитывал должные молитвы,
и весьма редко творит поклонения, а, утерши нос рукою, наклоняется
и утирает его одеждою со св. престола. При произношении же: "Христос
посреди нас," - все делает, не сообразуясь с прочею братиею. Причащается
Св. Таин Феофил весьма торопливо. По причащении же, став не пред
престолом, но обратясь в отворенную пономарскую дверь и смотря на
народ (как бы на показ), читает благодарные молитвы. В высокоторжественные
же дни, хотя и участвует в Богослужении, но не выходит на молебны,
а, разоблачаясь, уходит из церкви, за что неоднократно был лишаем
и трапезы. Даже на проскомидии он полагает св. хлеб не на середину,
а на левый край, отчего все может легко опрокинуться, а прочие места
занимает частицами и в них не наблюдает порядка. На Литургии, обратясь
к аналою, не смотрит в служебник, а как бы отвращается от св. престола
и при выходах из алтаря требует напоминая. При великом же выходе,
по перенесении Св. Даров, не держит служебника пред собою и не обращает
очей и сердца к св. престолу, совершая подобающее поклонение, а
все смотрит в книгу, лежащую на аналое, и трудно бывает возбудить
его в ту минуту, чтобы положил хотя бы 3 поклонения, благоговейно
благословил приносимся Дары и раздробляя оные не спешил, а тщательно
губкою отер свои руки от прилипших крупиц. Поспешность его в Богослужении
ни с чем не согласна. При возглашении же диаконом: "исполни, Владыко,
св. потир" он, даже несмотря на потир, отделенную часть Св. Агнца
как бы бросает в него, что не позволяет ему и отправления чреды."
И
митрополит Филарет верил этому. Верил потому, что неоднократно сам
убеждался в том, при совместном служении с Феофилом.
-
Поверни его на место, - говорил он в таких случаях своему архидиакону,
когда блаженный оборачивался по обыкновению на восток, в то время
когда другие стояли на запад. И не подразумевая в поступках блаженного
сокровенно-загадочного смысла, делал мысленное предположение, что
Феофил поступает так не по каким-либо другим, ему одному ведомым
тайнам, а по своему "малограмотству"".
3)
Интересен диалог митрополита со старцем после донесения:
"- Феофил! - так говорил ему кроткий архипастырь, - там на тебя
опять пошли жалобы.
-
Сильные восстали на меня и крепкие взыскали душу мою, - тихо отвечал
на это блаженный, потупив в землю глаза.
-
Однако что же мне прикажешь делать с тобою?
-
Дивны дела Твоя, Господи! - снова отвечал Феофил.
-
Пишут, что ты разводишь суеверие, соблазняешь братию, народ?
-
Избавь меня от клеветы человеческой.
-
Да ты не "избавляйся," а рассуди, брат. Начальство пристает, требует
наказать тебя.
-
Господь прибежище мое и Спаситель мой, - кого убоюся?
-
Ну, смотри у меня, - заключал митрополит Филарет. - Я с тобой рассчитаюсь,
проказник.
-
В Господе мзда моя и утешение мое у Вышнего.
На
этом разговор обрывался и, поклонившись митрополиту в ноги, блаженный
поспешно выходил из покоев, оставляя маститого Архипастыря в таком
же неведении относительно своей невиновности, в каком Владыка находился
и прежде."
Как
не трудно заметить, этот диалог совпадает почти слово в слово с
диалогом между о.Анатолием и наместником монастыря в фильме "Остров"
непосредственно перед пожаром.
4)
Также в житии есть описание того, как старец бросал головню в митрополита,
и вскоре после этого в Лавре произошел большой пожар.
Феофил также предсказал свою смерть, заранее приготовил себе гроб.
Перед смертью "он лег на скамью, которую сам поставил через порог
келии, головою в прихожую, велел зажечь и прилепить к косякам дверей
две восковые свечки, подать себе крест, которым благословлял приходящих
к нему, и, осенив этим крестом келейников, послал одного из них
к начальнику пустыни иером. Анатолию с приказанием сообщить ему,
что "Феофил-де скончался и чтобы ударили в колокол.""
Кроме
этого, обращаю внимание, что в фильме герои - настоятель отец Филарет
и эконом отец Иов, в житии - митрополит Филарет и начальник пустыни
отец Иов. Так что можно считать старца Феофила одним из прототипов
отца Анатолия из фильма "Остров", и его подробное житие позволяет
лучше понять жизнь юродивого старца.
А. Морозов.
|